Если спросить алматинца, с чем у него ассоциируется проспект Сейфуллина, то он обязательно скажет о работягах - мужчинах, которые стоят в нижней части города в поисках заработка. Этих людей легко определить по внешнему виду. Возраст - примерно от сорока и старше. На ближайшем дереве висит их котомка с продуктами и одеждой на случай, если работать придется сутками. Некоторых уже можно назвать своего рода легендами - они стоят здесь почти всю свою жизнь. О романтике жизни на "пятаке" и заработках мужчины рассказали корреспонденту Tengrinews.kz. В этом же материале мы расскажем, какие возможности безработным предлагает сегодня центр занятости в Алматы.
Если спросить алматинца, с чем у него ассоциируется проспект Сейфуллина, то он обязательно скажет о работягах - мужчинах, которые стоят в нижней части города в поисках заработка. Этих людей легко определить по внешнему виду. Возраст - примерно от сорока и старше. На ближайшем дереве висит их котомка с продуктами и одеждой на случай, если работать придется сутками. Некоторых уже можно назвать своего рода легендами - они стоят здесь почти всю свою жизнь. О романтике жизни на "пятаке" и заработках мужчины рассказали корреспонденту Tengrinews.kz. В этом же материале мы расскажем, какие возможности безработным предлагает сегодня центр занятости в Алматы.
Первых соискателей мы заметили, проехав проспект Райымбека. Думая, что мы предлагаем им работу, с легкостью идут на контакт. Но узнав, что мы журналисты, их энтузиазм быстро улетучивается и собеседники сводят разговор на нет.
А вот следующие ребята оказались гораздо общительнее. Они приезжают в Алматы каждый год из Семея на протяжении уже двадцати лет. Свой "пятак" называют "семейским".
"Летом работаю в Алматы, а осенью домой еду, - рассказывает один из мужчин. - На заработанные деньги закупаю там уголь, сено, скот. У меня дома семья - дети, внуки. Здесь соглашаюсь на любую работу: копать, ломать, территорию убрать, грузить, разгружать. Приходит только тяжелая работа: когда сами люди не умеют, нас нанимают. А бывает, по дня четыре стоишь и ничего.
Максимум в день можно заработать примерно 15 тысяч. Все зависит от работы. Если бетон, то 15 тысяч, копать или грузить - 10, а иногда бабушки подходят, просят мешок комбикорма закидать или тонну угля и платят по три тысячи. Ну а мы что, мы не отказываем".
- Сколько вы тратите в месяц?
- 40 тысяч тенге в месяц уходит на аренду, 30 тысяч - на еду. Здесь столовые дешевые, иногда работодатель покормит. А вообще, в этом году цены на все поднялись, если раньше наши ребята 25 тысяч платили за комнату, то сейчас 35 тысяч, стакан чая раньше 100 тенге стоил, в этом году - 170 тенге.
- А сколько вам хотелось бы зарабатывать?
- 250 тысяч для нас хорошая зарплата. Ребята кладку делают, бетон заливают, арматуру вяжут, опалубку ставят, стяжку, я сварщик по профессии. Если работа выпадает несколько дней подряд, то здесь вполне можно заработать такие деньги.
- Часто обманывают?
- За эти годы, что стоим здесь, мы уже стали психологами, чувствуем человека - кинет он нас или нет. Кто знает, тот приходит. Вот когда подъезжают от "высоток" (строительство многоэтажных домов - прим. авт.), мы не едем, обычно там кидают. И еще если к вечеру большие деньги обещают, тоже могут кинуть. Поэтому мы уже знаем, что лучше поэтапно брать зарплату.
Вот полицейские - они аккуратные, словами не бросаются, молодые сержанты приезжают, просят что-то отремонтировать. Сами мы тоже никого не обманываем, стараемся честно выполнять свою работу.
"На биржу труда мы не обращались, - подключается второй собеседник. - На этом "пятаке" мы сами себе хозяева. Захотели - вышли, захотели - нет".
- А вас полиция не гоняет?
- Здесь нет, в Турксибском гоняют. А что нас гонять? Мы не курим, не пьем, мы работу ждем!
Мы идем дальше в сторону железнодорожного вокзала. У ребят, с которыми знакомимся позже, стаж работы на Сейфуллина поскромнее - девять лет. Один из них рассказывает, что выходит сюда только по выходным.
"У меня есть работа, грех жаловаться, я строитель. Если что-то умеешь, то, конечно, востребован будешь. Сюда пришел подзаработать и с пацанами пообщаться.
Сейчас на "пятаке" кидают реже. Если кинут, у нас же не фирма, мы за себя постоим. Здесь разные ребята, и сидевшие есть. Сейчас его тронут, мы все пятеро за него пойдем.
Тут можно за две минуты пять тысяч заработать, можно за два часа столько же. Пришли, просят занести мебель: один диван, два кресла, вот тебе 10 тысяч дали. Если нужно покопать, то тысяча тенге за метр. Бывает, с утра до вечера поработал, 35 тысяч заработал. Как карта ляжет. Зимой тут стоять за 200 тысяч - еще нормально. Летом - ни за что".
"Я тоже по профессии строитель, 18 лет в этой сфере, - вторит его коллега. - Идти на стройку - нет доверия. Мы работали на фирме, там нет гарантий, что в конце месяца дадут зарплату, поэтому никто не хочет. Но чем дома валяться, лучше выйти. Вагоны тяжело разгружать, но что поделать, судьба такая. В 50-60 лет, наверное, уже будет трудно. А сейчас такое время, уставать нельзя. У нас тут пацан, жена беременна, пятеро детей, каждый день выходит, пашет. Каждый свой хлеб честно своим потом зарабатывает".
На фото: возле железнодорожного вокзала Алматы-1, стоимость услуг носильщика - 500 тенге одна сумка
Пока мы общаемся, утро плавно перетекает в день. Кому-то из наших собеседников уже предложили работу, а кто-то до сих пор стоит в ожидании. Подходим знакомиться к еще одной компании. Они из Алматинской области.
"Сейчас тишина после январской забастовки. В месяц 150 тысяч получается. Я сам из Талдыкоргана, здесь снимаю, с женой развелся, есть дочка, сын, помогаю им.
Иногда по три дня нет работы, иногда полиция забирает, на три часа закрывают. Нельзя, говорят, стоять здесь. А мы говорим: мы же не воруем, работы нет. Отпускают потом".
Наш разговор прервался на полуслове, мужчина срывается с места: подъехал работодатель, нужно разгрузить шесть тонн железа, обещает заплатить по пять тысяч.
"Конкурентов много у вас?" - спрашиваем у оставшихся ребят.
"На Абая стоят, Рыскулова, "Алтын Орде". Мы на Сейфуллина уже пять лет стоим".
Просьбы у работодателей бывают неординарные, например провести эксгумацию тела. Как нам рассказал один из работников, могилу выкапывали за 50 тысяч тенге. "Эх, заводы бы строили, я бы пошел", - говорит соискатель.
Мы обратились в Центр занятости населения акимата города Алматы. Заместитель директора Зафар Аппазов рассказал нам о том, какая работа сейчас ведется в городе с безработными.
"Раньше мы охватывали только тех людей, которые приходили в центр занятости, сейчас же стараемся выявлять незанятых на улице. Наши сотрудники ходят по многолюдным местам: это базары, рынки, вокзалы и т. д. и ведут беседы. Мы предлагаем им работу.
Подходили и к тем, кто стоит по Сейфуллина, они даже слушать не хотят, матом посылают, говорят: вас никто не звал, идите отсюда. На Арбате брошюрки раздавали людям: хотите работу, приходите. А они в ответ: ты себе работу найди!"
На фото: Зафар Аппазов, заместитель директора Центра занятости населения акимата города Алматы
- Зафар Бахтиярович, расскажите, пожалуйста, какие программы сейчас работают при центре занятости?
- Центр занятости помогает людям развивать свой бизнес. Для этого есть государственный грант, который составляет 400 МРП, до первого апреля это был миллион 225 тысяч тенге. Сейчас эта сумма немного повысится.
С этого года на госгрант может претендовать ИП, которому не больше года. Еще важно, что в программе могут участвовать люди до 29 лет либо социально уязвимые слои населения (многодетные семьи, семьи, воспитывающие инвалида, сами инвалиды, получатели адресной социальной помощи, кандасы и переселенцы).
- Также мы даем направление на микрокредитование. Это кредитование на развитие бизнеса под четыре-пять процентов, в зависимости от категории граждан.
- Есть программа "Обучение". Если человек не может найти работу по профессии, то мы предлагаем ему переобучиться на любую профессию, какую он хочет. У нас есть утвержденные профессии, они востребованы на рынке труда. Например, если человек раньше работал сварщиком, то мы можем его переобучить на сантехника либо повара, либо портного и т. д.
Обучение длится три месяца. Соискателю при этом центр занятости платит стипендию. По окончании обучения гарантируется 100-процентное трудоустройство. Еще мы оплачиваем дорожные расходы, это 20 тысяч 800 тенге. Возраст - с 16 лет до пенсионного.
- Для людей предпенсионного возраста есть программа "Серебряный возраст". Мы их трудоустраиваем к нашему работодателю. Это временные рабочие места. Они дорабатывают последние годы до пенсии, при этом получают зарплату за счет государства.
- Для молодежи. Если студент колледжа либо вуза, который он закончил не позже двух лет назад, не имеет опыта работы и обращается к нам, то он может выбрать работодателя, это может быть работа в любой структуре: частной либо государственной. Мы его туда направляем, он работает в течение года, получает зарплату за счет государства, это 120 тысяч тенге. И как показывает практика, потом 90 процентов молодежи трудоустраивается.
- Для бывших заключенных есть специальные квоты, это мы совместно с РОВД отрабатываем. Такая же работа проводится с теми, кто не платит алименты по причине того, что нет работы. Совместно с департаментом юстиции, судисполнителями смотрим списки, иногда в принудительном порядке трудоустраиваем.
- Для лиц, которые не имеют диплома, нигде не учились и не работали тоже есть предложение. Соискатель выбирает район, работодателя либо мы предлагаем. Это могут быть полиция, военкомат, КСК, частная фирма. Там зарплата 94 тысячи тенге, в течение года человек ее получает.
Для всех вышеназванных программ нужна городская прописка либо постоянная, либо временная.
- Расскажите о программе, где алматинская прописка необязательна.
- Для тех, кто в Алматы и не имеет городской прописки, у нас есть программа "Переселение". Есть регионы (к примеру, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Павлодарская области), которые дают нам данные о вакансиях. Когда к нам приходит безработный, мы предлагаем переселиться ему в ту или иную область, при этом оплачиваем дорожные расходы, за счет государства на год предоставляется жилье, подъемные (на каждого члена семьи отдельная сумма) и стопроцентное трудоустройство с хорошей зарплатой.
Бывает, что даже соискателя спрашивают, где он хочет жить: в квартире или в частном доме. В Аксу, к примеру, есть специально выстроенные одноэтажные домики для этого, то есть у человека все условия. У нас была одна женщина, у нее здесь не было жилья, она прям бедствовала, мы отправили ее в Павлодар. Сейчас она звонит, не нарадуется.
- Какие есть пособия по безработице для алматинцев?
- У нас есть пособие по потере работы. Необязательно это должно быть увольнение. Человек может сам уволиться. Если последние два года он работал непрерывно, то у него будет максимальная выплата. Тогда он сможет в течение полугода получать пособие, которое составляет примерно 40 процентов от заработной платы, но не более 200-220 тысяч тенге. Поскольку если у кого-то зарплата была миллион, то 500 тысяч выплачивать мы уже не сможем.
Эта процедура проходит через регистрацию в центре занятости. Дальше в ГЦВП (Государственном центре по выплате пенсий) смотрят пенсионные отчисления и высчитывают. Если соискатель проработал год и уволился, то он также может претендовать на пособие, но тогда выплаты будут меньше, и срок выплат будет меньше.
- И еще если у человека есть работа, но маленький доход и при этом большая семья, то мы предлагаем ему оформить адресную социальную помощь. Это денежные выплаты, которые выплачиваются раз в месяц. Раз в квартал мы заседаем, смотрим, как у этого человека с доходами, повысились ли они. При этом предлагаем ему более высокооплачиваемую работу.
- Какие зарплаты сейчас предлагают соискателям?
- От 100 тысяч до 250 тысяч тенге, и это самые реальные вакансии. Есть меньше зарплаты, но там неполная занятость, сутки через двое. Рынок у нас большой, и любому желающему можно подобрать адекватную работу и хорошую зарплату.
- Что нужно сделать соискателю, чтобы поучаствовать в какой-либо программе?
- Можно онлайн у нас зарегистрироваться, можно прийти по адресу: Алматы, пр. Достык, 85. Наши сотрудники помогают получить ЭЦП (электронную цифровую подпись), составляют резюме, сразу предлагают варианты работы, созваниваются с работодателем.
Сейчас наплыв есть, в день порядка 250 человек обращаются. Это только те, кто приходит. Примерно столько же человек регистрируется на сайте. Свыше двух тысяч в этом году были трудоустроены на постоянную работу, а свыше семи тысяч - на временную.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев